Ilya (psyfox) wrote,
Ilya
psyfox

Феномен насилия в искусстве





Традиционная западная визуальная культура  с поп-культурой экшенов и пафосностью Херста, эстетизацией насилия и смерти, как следствие перифраз и  аллегорическая победа над ними, - наглядная иллюстрация побочного продукта цивилизации . Имея в арсенале множество художественных приемов, предпочтение отдают проверенным. в ход идут излюбленные скальпели и ножи, взяв в руки скальпель можно излечить, либо покалечить, излечить значит понять и разобраться чем вызвано насилие. . Однако суть не только в насилии и жестокости, а скорее в природе самого кино, умении захватывать внимание, и правильно его использовать, - то за что Триер совершает метафорическое убийство критика в кинозале.
Убивая и насилуя, режиссер отрицает насилие в реальности, оставаясь иллюзорным мерцание экрана обретает реалистичность в силу своей иллюзорной невозможности, в реальном физическом мире может обернуться  кошмаром.

Начиная с известного эпиграфа к поэме "Реквием", Ахматова описывает случай, который произошел с ней, когда она однажды, в самый разгар сталинских чисток, стояла в длинной очереди перед ленинградской тюрьмой,чтобы узнать новости о своем арестованном сыне Льве:
   «Как-то раз кто-то „опознал“ меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
   — А это вы можете описать?
   И я сказала:
   — Могу.
   Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

В своей книге О Насилии С.Жижек исследует его феномен в искусстве, и как пример приводит творчество композитора Шёнберга:

Возможно, в распространенном представлении, что в некоем историческом предчувствии музыка Шёнберга выразила страхи и кошмары Освенцима еще до его появления, содержится зерно истины.  Ключевой вопрос, конечно, в том, о каком описании здесь идет речь? Конечно, не о реалистическом описании ситуации, а о том, что Уоллес Стивене назвал «описанием без места», которое присуще искусству. Это не описание, которое помещает свое содержание в историческое пространство и время, а описание, которое в качестве фона описываемых явлений создает свое собственное несуществующее (виртуальное) пространство, поэтому то, что появляется в нем, — это не видимость, поддерживаемая стоящей за ней реальностью, но деконтекстуализированная видимость, которая полностью совпадает с сущим. Еще одна цитата из Стивенса: «Чем нечто кажется, тем оно и является, и в такой кажимости существует все». Такое художественное описание «не является знаком чего-то, что лежит за пределами его формы». Скорее оно извлекает из запутанной реальности свою собственную внутреннюю форму точно так же, как Шёнберг «извлекал» форму тоталитарного ужаса. Он показывал, как этот ужас пронизывает субъективность.
Tags: Аниме, Жижек, кино и анимация, феномен насилия в искусстве
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments